?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
авторские права, отношения молодожены-фотограф.
инфузория туфелька
filonova_olga
небольшая заметка от моей любимой a_supergirl :

Как юрист, работающий со свадебниками, не могу не написать этот пост: это то, с чем я сталкиваюсь каждый день. Думаю, он будет полезен не только в свете конфликта в сообществе, но и всем невестам (и фотографам) – для понимания того, что же покупают молодожены, платя фотографу.

Итак, у нас есть отношения фотограф – клиент. Они могут быть опосредованы договором, могут быть без договора. Могут быть платными, а могут быть так называемыми TFP (бесплатными). Это все не так уж и важно. Важно то, кто и на что получает в итоге право. Готовый результат работы фотографа состоит из двух частей: собственно фотографии как данность (распечатанные, записанные на DVD и т.п.) и авторские права на фотографии. Фотографии как данность – это собственность клиента. А вот авторские права на фотографии ВСЕГДА возникают у фотографа. Часть из них он передает клиентам, часть – оставляет при себе.

Есть, правда, одно исключение: авторские права на служебные произведения принадлежат работодателю. Вот только молодожены работодателем фотографа признаваться не могут: работодатель – это тот, с кем заключен ТРУДОВОЙ договор, кто ведет трудовую книжку, кто уплачивает налоги с зарплаты во всяческие фонды. Так что это не наш случай.

Право на имя (то есть право признаваться фотографом, автором фото) – передать нельзя никак вообще от слова совсем. Если автор проставил на фотографии свой копирайт – то удаление копирайта является нарушением авторского права, которое влечет возникновение у автора права на денежную компенсацию. В моей практике суды за такое действие начисляют 10 тысяч рублей, но бывает, что и больше. Молодоженам автор по умолчанию передает право для использования фотографий для личного семейного архива. ВСЕ. То есть в альбом положить, в рамочку поставить, в Интернете друзьям показать.

Иногда в договорах оговаривается еще и право некоммерческого использования в конкурсах-выставках – с обязательным указанием авторства. А может и не оговариваться. А может быть по устной договоренности. Если же молодожены желают фотографии использовать коммерчески, продавать, давать «попользоваться» свадебному салону для рекламы своих услуг и т.п. – то это уже передача прав на использование, она должна быть специально оговорена в договоре, и стоит это совсем других денег…

Любая обрезка фотографий, изменение цвета, размера и т.п. – это переработка, и право на нее по умолчанию имеет только автор. Нарушение этого права – это, опять же, повод для судебного разбирательства и требования фотографом денежной компенсации.

Вопреки распространенному заблуждению невест и фотографов, выкуп RAW-файлов (т.е. необработанных исходников) не равнозначен передаче исключительных авторских прав. RAW’ы, действительно, являются доказательством авторства, однако если правильно оформить их передачу, то переданы будут всего лишь сами RAW’ы, а не авторские права на них. Таким образом, у фотографа почти всегда остается большинство прав на использование полученных им изображений: право выставлять на конкурсах, право продавать для рекламных целей и т.п. И если молодожены хотят избежать «огласки» деталей их свадьбы, это следует обязательно проработать в договоре. С другой стороны, у каждого человека есть право на его собственное изображение.

Если композиционно фигура человека занимает центральное место в сюжете фотографии, фотограф может использовать такую фотографию только с согласия изображенного на ней лица (т.е. продать в журнал фотографию целующихся молодоженов против их воли будет противозаконно; а вот фотографии колечек на подушечке – запросто!) Именно поэтому фотографам рекомендуется включать в договор с клиентами пункт о согласии на использование изображения. А при съемке на условиях TFP – это вообще ключевой момент (в этом и состоит суть так называемого модел-релиза). ЗЫ фотографы, которые работают по договорам оказания услуг или по договорам подряда – у меня к вам вопрос. Вам договор нужен, чтоб клиенты отвязались, или правда удобно шурупы молотком в стену закручивать?

promo filonova_olga january 1, 2019 02:12 188
Buy for 350 tokens
Добро пожаловать в мой блог - он большой, красивый и интересный! Кратко: фотограф, блогер, автомобилист =) Много путешествую, всегда готова попробовать что-то новое, тестирую автомобили, технику и еду, интересуюсь миром, красотой, музыкой, вижу прекрасное во всем, что меня окружает =) А еще…

  • 1
подожди, а какой получается договор?
разве не на оказание услуг?

нет!
в ГК есть гораздо более удобный инструмент - договор авторского заказа

никогда бы не подумала
тогда еще вопрос: а такой договор может частное лицо с частным лицом заключать или обязательно ИП хотя бы?

как здорово
надо проработать этот вопрос
что-то не хочется создавать ИП

Договор на оказание услуг - это договор, по которому ты, как фотограф, оказываешь услуги по фотографированию. Права на фотографии описываются в другом договоре. Лично я договор отчуждения прав делаю в виде приложения к договору об оказании услуг. Вообще в моем договоре четыре приложения, которые описывают все возможные способы.

А как договор не назови - главное в нем условия, а не названия. Можно даже назвать "Договор на няшные фотки" - и это будет законно в суде.

а обработку фотографий тоже по договору об оказании услуг делаете?
права на фотографии можно прописывать в отдельном договоре / приложении, не вопрос. только зачем?

главное, в договоре, действительно, условия, а не название. хоть "няшные фотки", Ваша правда. Но использование шаблона договора оказания услуг (т.е. его условий) существенно суживает правовую защиту, предоставленную фотографу действующим законодательством. Вам правда так удобнее?

Отвечу с конца, если не против. Я никогда не использую шаблоны договоров, всегда все договора написаны с нуля (а услуг разных я оказываю много, в том числе и подразумевающие авторские права). Но по сути такие договора - это всегда договора на услуги. Производство фотографий - это не авторский заказ ни разу, это обычная работа по производству услуги (фотосъемки), при которой возникают объекты авторского права (фотографии).

Авторство описывается отдельным приложением, это да. Там же и про обработку и про RAW, все это нужно указывать. Каждый фотограф должен сам для себя понять поле своей защищенности, но надеяться на шаблоны договоров никогда не стоит.

Почему права на фотографии в отдельном договоре (или, как у меня, в приложении)? Для того, чтобы не мешать мух и слонов в одном документе. Так всегда легче разобраться обеим сторонам (и суду в дальнейшем), что было сделано, за что получены деньги и кто какими правами отвечает.

Кстати, отдельным приложением я всегда расписываю номенклатуру услуг, которые включены в счет. Вознаграждение за отчуждение авторских прав - такая же строчка в счете, как и непосредственно фотосъемка и обработка фотографий. Для стандартной работы в счете у меня четыре пункта - оплата съемочного дня, обработка N фотографий, накладные расходы (трансфер и тому подобное) и отчуждение прав. Все подтверждено приложениями и самим договором, все четко. Зачем вводить других в заблуждение, что одним договором (даже авторского заказа) можно решить все проблемы? Вы же юрист, сами знаете, что нужно описывать каждый пиксель, чтобы доказать потом его принадлежность автору.

Кстати, свои договора я составлял с юристами мейджоров кинобизнеса России (когда с ними работал), и они даже часть моих работ потом забрали себе на вооружение. Это о чем-то говорит.

Не соглашусь с тем, что производство фотографий - это не авторский заказ. Да Вам и самому менее выгодно, чтобы это был просто договор на оказание услуг: "плюшек" для фотографа он подразумевает гораздо меньше.
Я не говорю, что авторский заказ панацея. Просто это удобный инструмент. Ничто не мешает сочетать его и отдельные строчки в счете :)

Про разные бумаги - поняла Вашу позицию. Тут палка о двух концах. Действительно, удобнее отделять мух от слонов. Но мне казалось, что заказчики впадают в ступор при необходимости подписания большого числа бумаг. Или не впадают? (я без стеба, мне это правда важно).

И я искренне рада, что есть фотографы, которые действительно обращаются к юристам за составлением договора, с нуля, а не клепают из образов в интернете на коленочке что-то свое!


Получается фотограф продает право попользоваться его фотографиями клиенту? Получается бредос. Я купил тачку, но подвозить людей за деньги не могу, я должен салону отчислять баблосы. С копирайтом тоже сложно. Его подлинность всегда можно оспорить. А ставить копирайт на фотках, которые отдаешь клиенту это ваще верх эгоизма и маразма. Вот, что релизы надо собрать от моделей перед публикацией это правильно. А вообще правильно написано, договор лучшее решение всех разногласий. Правда, если он противоречит положению о защите прав потребителей, его тоже можно оспорить.

не путайте машину и авторские права.
вы покупаете у фотографа 2 вещи: фотографии и права на них. С фотографиями можете делать что хотите: можете порезать ножницами, можете костер растопить. а вот права передаются в ограниченном объеме, и это логично.
как оспорить подлинность копирайта, кстати, расскажите, пожалуйста, я весьма заинтригована.

Что тогда фотографии? Напечатанные на бумаге? Или на диске? Если на диске, то почему я не могу их ужать обрезать и зафотошопить? Я не могу их потом выложить и сказать, что это автор так сделал. Это да. А права? Нужен договор. Всегда. В 99% он не потребуется. А копирайт это что? Если он зарегистрирован то да, нельзя оспорить. А если ты сам нарисовал цветочек, фамилию и поставил на фото, то, кто сказал, что это копирайт?

Эти отношения существуют и без договора, вопрос в том, что в условиях договора между сторонами больше понимания того, что описано в посте.

что касается копирайта.
есть понятие копирайт, есть понятие ТМ, есть понятие информация об авторском праве.

Копирайт - это знак охраны авторского права:
(с) a_supergirl, 2011

Зарегистрированный копирайт - это ТМ

Но в любом случае, что бы ни было размещено на фото, знак (с), ТМ или просто "цвиточки", идентифицирующие автора - это ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ. Ее с фотографий удалять нельзя, это нарушение.
В простонародье ее зовут копирайтом. Так делаю и я, когда пишу статьи не для коллег, а для людей, которые не сильны в юридической терминологии

А вот про обрезку фото и там фотошоп после это полный бредос. Хочу вырежу себя, захочу уши пририсую. Фото то мое

Вы не понимаете сущность произведения как авторского объекта, получившегося в результате бездумных нажатий на какую-то там кнопочку.

(Удалённый комментарий)
переформулирую: заключать эти договоры с клиентом - все равно, что свадьбу на Нокию снимать. Можно, но неудобно.
есть прекрасный инструмент в российском законодательстве - договор авторского заказа, а им никто почти не пользуется.

я вот лично первый раз тоже слышу... и заинтересованна конечно, ибо как раз пытаюсь разработать себе договор, без ИП....

открывайте 4 часть ГК и изучайте.
только я все же советую доверить составление договора юристу, а не брать готовые шаблоны и пытаться сделать с ними что-то самостоятельно. Результат будет примерно такой же, как если Ваш далекий от фотосъемки клиент возьмет джипеги и будет их править по своему разумению с помощью книжек по лайтруму.

понимаю и осознаю. но город маленький и едва ли у нас есть юристы с опытом в составлении таких договорах, потому решила взять у коллег столичных пару-тройку договоров и поколдовать над ними...

ох, боюсь, наколдуете себе там такого...
договор-то можно и удаленно составить.

просто я часто вижу, что берет человек чужой договор, работает с ним, прикидывает, мол "а вот это мне не нравится, изменю-ка я вот здесь и здесь". И меняет. И получается, что договор либо закону начинает противоречить, либо вообще перестает работать в каком бы то ни было направлении.
поэтому если колдуете, то берите не только договор, но и ГК, и сопоставляйте, что можно из договора выкинуть-заменить, а что нельзя.

Получается, чтобы твои фотки не гуляли по рукам с легкой руки фотографа, следует полностью отказаться от его услуг или написать договор, что права на ВСЁ снятое принадлежат заказчикам?!

ну почему если невесты не хотят своих фото нигде видеть они могут подписать приложение к договору фотографа, или предложить фотографу подписать встречный договор.

Зачем? Как раз наоборот, фотограф не имеет право распространять фотографии с Вашим изображением без Вашего согласия.

Ни разу не пользовалась услугами платного фотографа - хотя задумывалась неоднократно, и могу как потенциальный клиент сказать: после прочтения условий договора желание пропадает, начисто :(
Если бы это фотограф платил модели за позирование - то да, все на своих местах.

Мне очень нравятся твои фотографии - реально, я на твой журнал подписалась, чтобы их смотреть, но для клиента все это выглядит, действительно, довольно грустно. :(


Неплохо бы ещё подкрепить статью ссылками на соответствующие статьи ГК.

И ещё возникают некоторые вопросы. Например, в ст. 152. ч. 1 указаны те самые ограниечения, которые люди могут накладывать на распространение своих изображений. Так вот, процитированный здесь в вольном пересказе пункт, на самом деле звучит несколько строже. Там есть ещё и ограниечение, что не только изображение моложёноа не должно быть центральной часть фотокарточки, а ещё фотография должна быть сделана в "свободном для посещения общественным местом". Совершенно определённо, что этим местом не может быть квартира молодожёнов, например. Как быть с лимузином в таком случае — совсем непонятно. И так далее.

Я, конечно, могла бы дать ссылки и цитировать, но стоит ли этим перегружать текст?
Можно, конечно, написать отдельную научную статью на тему понятия публичного места в российском законодательстве.
Но это не цель данного ликбеза, и поэтому вопрос про публичное место я пропустила сознательно. Поясню: что снимает фотограф в квартире молодоженов, в лимузине, в закрытом на банкет ресторане? Людей. Если на фотографии есть человек, нужно его согласие на распространение фото. Да, есть еще и дополнительное ограничение по месту съемки (непубличное), но оно уже излишнее, не так ли?
А если речь идет о предметке (подушечки-колечки-бокальчики и т.п.) - как доказать, что оно снято именно в том самом непубличном месте? никак, поэтому опять же, вопрос отпадает.

Если есть возможность добавить ссылки на законы, то это было бы замечательно.

Тогда вашу статью можно было бы оформить в таком виде: http://podakuni.livejournal.com/562527.html и она стала бы намного полезнее для всех. Я бы с удовольствием рекомендовал бы её тем, кто занимается свадебной съёмкой.

И ещё. Тут в комментариях много упоминаются наработки других авторов, например znamensky. Если бы вы их тоже прокомментировали и объяснили что к чему, то было бы очень дельно.

Побольше конкретики, в общем. Что точно должно быть в договоре? Какие статьи ГК смотреть? Что делать в конфликтных ситуациях? Куда обращаться для составления договора? К кому?


Оль, ты б комменты раскрыла, а то мне на почту падает, а отвечать нимагу )

  • 1